Гиперсенситивные дети постоянно находятся в движении. Им трудно концентрировать внимание и сидеть на месте. Они действительно не могут это сделать. Несмотря на указания педагога или родителя («не вертись, сядь ровно» и т. д.) дети используют различные движения, чтобы помочь себе удержать оптимальное состояние работоспособности.
Возможные действия:
если обвязать эластичным бинтом ножки стула, чтобы ребенок мог отталкиваться от него ногами, это поможет ему дольше удерживаться в положении сидя, не вскакивать с места;
если использовать вместо стула терапевтический мяч или специальную упругую подушку, то дети более старшего возраста лучше удерживают внимание;
можно дать в руки детям, которые постоянно что-то вертят в руках, предметы, которые они могут мять (это может быть крупа, насыпанная в 2–3 воздушных шарика, шарик с крупой нужно крепко завязать и поместить его в другой шарик);
полезным является использование расписаний в виде предметов, картинок или фотографий;
дети лучше обучаются, когда они двигаются и трогают предметы, а не просто слушают и смотрят;
ребенку надо давать время для обработки информации, упрощать инструкции;
для того чтобы ребенок лучше понял, чего от него хотят, очень важно установить с ним хороший контакт (зрительный и тактильный);
детям, которым трудно использовать столовые предметы или письменные принадлежности, можно утяжелить ложку (например, надев на черенок ложки кусок резинового шланга), давать более толстый карандаш, который проще удерживать в руке, или мелок (толстый маркер); следует показать, как надо держать карандаш (ложку), чтобы каждый палец находился в правильном положении, повторять это несколько раз в течение дня;
не надо заставлять ребенка принимать участие в видах деятельности, которые вызывают у него тревогу или отвращение (например: «Все дети любят рисовать красками, и ты должен»); если ребенку неприятно или очень трудно рисовать кисточкой, надо дать ему другой инструмент для рисования – губку, зубную щетку и т. д.;
следует предвосхищать проблемы детей и помогать им.
При общении с гипосенситивными детьми взрослый должен объяснять все, что делает. Надо дать ребенку понять, что занятие будет остановлено в случае, если ему что-то не понравится. Необходимо учитывать все сигналы, подаваемые ребенком, – как вербальные, так и невербальные. Прикасаться к ребенку надо уверенно, всей ладонью, помня, что легкое прикосновение обычно вызывает более сильную негативную реакцию (легкие прикосновения ему неприятны). Не следует приближаться к ребенку быстро и незаметно, лучше подойти к нему спокойно. Установив контакт с ребенком, не следует резко прерывать его. Надо находить время для прикосновений в ходе повседневных дел.
Вот некоторые приемы, которыми пользуются эрготерапевты на занятиях:
для того чтобы снизить тактильную защиту ребенка, можно тереть его руки и ноги тканями с различными текстурами или разными щетками;
для того чтобы улучшить тактильную дифференциацию, можно играть с тестом (терапевтической глиной), находить спрятанные игрушки в контейнерах с фасолью (горохом, крупой);
чтобы лучше развить понимание тела и улучшить постуральную безопасность, можно подвесить к потолку специальные качели;
чтобы улучшить равновесие, лежать и сидеть на больших надувных мячах;
для улучшения навыков тонкой моторики можно играть с магнитами: таким образом укрепляются мышцы рук, стабилизируются слабые суставы;
чтобы улучшать способность сопротивляться гравитации
кататься по полу или съезжать по наклонной плоскости головой вниз;
чтобы уменьшить гравитационную неуверенность – покачиваться на качелях, прыгать на упругой подушке;
для улучшения зрительного контроля и визуального различения хорошо играть с шариками, мешочками с фасолью и подвесными мячами.