Двигательная активность рук занимает важную позицию в развитии равновесия и реакций выпрямления. Захват предметов также положительно влияет на формирование пространственного восприятия. Развитие моторики кистей и пальцев рук улучшает не только двигательный аппарат верхних конечностей, а и речевую и психоэмоциональную деятельность.
Упражнения для развития моторики начинаю выполнять с полного расслабления верхних конечностей. Для этого делают потряхивание рук по методу Фелпса или легкий массаж.
Пассивные упражнения начинают с поглаживания ладоней, похлопывания, перетирания кончиков пальцев, выполнения круговых движений каждым пальцем и кистью руки, поочередного сгибания и разгибания пальцев, формирования из пальцев колечек, противопоставления большого пальца. Эти упражнения полезно выполнять как разминку или в начале коррекционной работы.
Поскольку при ДЦП затруднен захват предметов ладонью, то это упражнение можно включить в начальный комплекс. Сначала предметы вкладываются в руку ребенка, в дальнейшем он научится их брать самостоятельно. Предметы перекладывают из руки в руку, их размер и форма должны постоянно меняться.
Постепенно развивая моторику, упражнения усложняются. Дополнительно используют выключатели, замки «молнии», замки с ключом, пластилин, звуковые игрушки. В дальнейшем дети начинают рисовать на песке, или карандашами, или красками. Постепенно переходят к шариковой ручке для закрепления навыков письма.