169310, Республика Коми,
г.Ухта
ул. Загородная, 6 Б

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мы ВКонтакте

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

Способы адаптации учебных материалов и заданий для детей с РАС.

Ребенок с РАС тяготеет к системности и повторяемости паттернов, поэтому одним из путей адаптации материалов выступает собственно их организация. Для этих целей можно разрабатывать или использовать готовые графические формы типа блок-схем, позволяющие визуализировать ход задания, общую логику рассуждений и т. п. Для инклюзивного образования такие средства особенно хороши, поскольку практически любой человек лучше запоминает материал, когда тот рационально организован и представлен в визуальной форме. Можно использовать образы, значки, цветовые сочетания для маркировки тех или иных материалов. Если вам или дизайнеру удастся подобрать цвета или образы не случайно, а руководствуясь логикой задания (например, более темным цветом отмечать каждый следующий его фрагмент), то ваши подсказки помогут отразить связь между словами, процессами, объектами. Структурирование любого блока информации позволяет разбить большой текст на более мелкие и лучше схватываемые части. Нужно учитывать фрагментарность представлений о мире у ребенка с РАС и прикладывать дополнительные усилия для связи нового материала с этими представлениями, а также специально учить переносить учебные действия из одной предметной области в другую. Специалисты рекомендуют использовать сценарный подход для предварительной репетиции некоторых движений или активностей ребенка с РАС. Факт репетиции снижает беспокойство. С точки зрения инклюзивного образования, это опять-таки универсальный ход, который могут использовать и остальные дети. Выше неоднократно отмечалось, как важно ребенку с РАС иметь материалы, учитывающие индивидуальные особенности его восприятия, мышления, поведения. Следуя этому тезису, можно наметить ряд шагов, помогающих учителю или тьютору адаптировать материалы, а ученику более эффективно усваивать их:
– Упрощение описания задания. Его разбивка на простые шаги.
В некоторых случаях возможно использование пиктограмм или схем вместо словесного описания задания, особенно если это сложные слова или выражения.
– Отказ от двойных синхронных требований (типа «написать и подчеркнуть», «прочитать и отметить»). Сдвоенные действия необходимо разбивать, размещая в определенном порядке, в том числе и в инструкциях к заданиям. Эта рекомендация может повлечь за собой появление подготовленных тьютором или учителем заданий, в которых часть «механических» действий уже выполнена за ребенка, например, оставлены лишь пустые места, куда можно вставить слова, а текст уже напечатан или написан. Возможны так называемые «альтернативные задания» с активизацией того же вида деятельности, что и у остальных учеников в классе.
– Качество и количество работ. Уместно сокращение объема заданий при сохранении степени их сложности.
– Дополнительная визуализация. Устные инструкции можно дополнить или заменить письменными или нарисованными.
– Использование принимаемых ребенком с РАС тем и предметов вместо стандартных тем и предметов. Вы можете разрешить ему пользоваться карандашами, а не счетными палочками на уроке математики или составить тексты про персонажей, которые ему известны. Конечно, в идеале этим текстам лучше быть выполненными специалистами. Но именно многообразие проявлений аутизма, по всей вероятности, никогда не даст обеспечить таких детей готовыми индивидуализированными пособиями или материалами.
– В ряде случаев – упрощение задания (подбор иллюстраций к тексту вместо пересказа текста и т.п.). Авторы: Т.Быстрова, Л.Токарская
 

      

  

 

 

 

 

 

Пользовательское соглашение.
Политика конфиденциальности.
Мы используем cookies и другие метаданные.
Если вы не согласны c этой политикой, можете покинуть сайт.

Полезный сайт? Поделитесь с друзьями.