169310, Республика Коми,
г.Ухта
ул. Загородная, 6 Б

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мы ВКонтакте

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

Консультация для родителей "Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию".

Известный фольклорист В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил их постоянные элементы, или функции. Основных таких элементов насчитывается 28 но не в каждой сказке они содержатся в полном объеме. Последовательность их может варьироваться, в них могут быть внесены различные добавления.

Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Например, карту «Запрет» ребенок ассоци­ирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения - что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).

С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, рассказы.

Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклорист, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.

 

Методика обучения

1 этап:познакомить детей со сказкой как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап:чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием 

карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на карты Проппа;

4 этап:на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять

сказки, используя карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

 

Сказка «Кот, петух и лиса»

 

 

Какие карты последуют дальше?

 

 

Сказка «Красная шапочка»

1.Карта - Жили - были.

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку.

Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

 

 

2.Карта - Герой покидает дом.

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.

 

3.Карта - Запрет.

«Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай», наказывала

ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».

4.Карта - Нарушение запрета.

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю деревни.

 

5.Карта - Враг начинает действовать.

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.

 

6.Карта - Появляется Ложный Герой.

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.

 

7.Карта - Разоблачение Ложного Героя.

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие

большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть).

Ответив на последний вопрос «почему у тебя такие большие зубы»

— «чтобы съесть», волк проглотил девочку.

8.Карта - Появление друга - помощника.

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

 

9. Карта -Враг оказывается поверженным.

Охотник вбежал в дом и убил волка.

 

10.Карта - Счастливый конец.

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

 

11.Карта - Мораль.

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.

 

 

Этапы работы с картами Проппа.

  • Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется

3-5 карт).

  • Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
  • Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
  • Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 - 4 карты).
  • Работа с индивидуальным набором карт (в начале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

 

Сочинение сказок.

С детьми оговариваются следующие положения:

  • - кто будет главным героем;
  • - кто будет мешать герою;
  • - кто будет помогать решать ему трудную задачу

(волшебные помощники, другие герои);

  • - придумать название к сказке;
  • - какие зачины и концовки будут использованы;
  • - придумывание сказочных слов и выражений;
  • - присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

 

Результат:

 

  • – умение определять жанр произведения;
  • – запоминать последовательность событий;
  • – выделять основное содержаниесказки;
  • – выстраивать схему содержания,опираясь на карты

Проппа;

  • – пересказывать знакомые и сочинять новые сказки
  • – чувствовать красоту и образностьродного языка.

 

 

 

Последовательность знакомства с картами Проппа.

 

  • Изготовление карт.

Карты можно распечатать на бумаге А-4, заламинировать и распечатать.

  • Воспроизведение знакомой сказки.

 

      

  

 

 

 

 

 

Пользовательское соглашение.
Политика конфиденциальности.
Мы используем cookies и другие метаданные.
Если вы не согласны c этой политикой, можете покинуть сайт.

Полезный сайт? Поделитесь с друзьями.