1. Игра «Рассказываем сказку». Взрослый читает сказку, ребенок должен пересказать (сложный вариант - близко по тексту или простой вариант - передать основной сюжет сказки).
2. Упражнение «Игра в слова». Постарайся запомнить слова. Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка. Задание 1: назови слова, которые ты запомнил. Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов. Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.
3. Упражнение «Нарисуй рисунок по рассказу». Задание: «Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание». Рассказ: В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
4. Игра «Обезьянка». Взрослый предлагает ребенку: «Давай мы с тобой сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Взрослый на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
5. Игра «Найди предмет». В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно, таким образом, и скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу. Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге и т.п. Для более старших детей можно внести элемент соревновательности – договориться назвать определенное число таких предметов. Или произносить их по очереди. Выигрывает тот, кто назовет свой предмет последним.
6. Игра «Кто знает больше?» Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например: 5 круглых предметов, или 5 красных предметов.
7. Игра «Цепочка действий». Попросите ребенка выполнить определенный набор действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в зал и положи на диван.