169310, Республика Коми,
г.Ухта
ул. Загородная, 6 Б

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Мы ВКонтакте

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

 

Общее недоразвитие речи, причины возникновения, уровни.

Общее недоразвитие речи (далее ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Причины возникновения общего недоразвития речи

К общему недоразвитию речи могут привести различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка.  Наиболее тяжелое поражение мозга возникает в период раннего эмбриогенеза. Среди причин, вызывающих повреждения или недоразвития мозга, наиболее частыми являются:

- инфекции или интоксикации матери во время беременности,

- токсикозы,

- несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови,

- родовая травма,

- асфиксия,

- заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.

Большую роль в возникновении речевых нарушений, в том числе ОНР, играют генетические факторы. Речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

ОНР может возникнуть из-за неблагоприятных условий воспитания. Например, неправильные условия формирования речи ребенка в семье: дефицит общения со взрослыми и с другими детьми; проживание с глухими родителями; билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье — на другом.  

Недоразвитие речи может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности  речи Роза Евгеньевна Левина выделила три уровня недоразвития.

Для детей с ОНР I уровня  характерна лепетная речь или даже ее полное отсутствие. Это безречевые дети, активный словарь которых состоит из небольшого количества нечетко произносимых звукоподражаний, звукокомплексов и обиходных слов (кубики — «ку»), либо повторяющиеся слоги («би-би», «ту-ту»). Широко используются указательные жесты, мимика. Названия действий заменяется названиями предметов, и наоборот названия предметов заменяются названиями действий (например, открывать — «древ» (дверь), играть в мяч — просто «мяч», самолёт — «летай»).

Фразы на данном уровне нет. Свои желания дети выражают отдельными словами, грамматически не связанными между собой. Характерна также несформированность зрительного и слухового внимания и памяти.

Для детей с ОНР  II уровня характерно использования простых искаженных фраз, состоящих из 2-3 слов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, сюжет которой связан с хорошо знакомой ситуацией, событиями окружающей жизни. Например, ребенок 4 года 5 месяцев, ОНР II уровня. Содержание сюжетной картинки «Снежная баба» ребенок передает следующим образом: «Сек а улити. Сивавик. Де лепи сек. Дели гази. Нось макова. Мета» (Снег на улице. Снеговик. Дети лепят снег. Сделали глаза. Нос — морковка. Метла).

Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечается ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названия цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкие по смыслу, например, суп льет вместо наливает.

Существительные среднего рода дети этого уровня не используют. Затрудняются в употреблении предлогов, часто их опускают, при этом существительное используют в исходной форме (например, «Я была лелька» — «Я был на елке»), или заменяют предлог («Сопака живет на будке» — «Собака живет в будке»).

Многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Прежде всего, это звуки сложные по артикуляции (свистящие, шипящие, соноры: л-ль; р-рь). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять — «пат», пыль — «пил»). В отличие от первого уровня произношение артикуляторно простых звуков становиться более четким.

При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (например, окно — «ако», банка — «бака», звезда — «видя»).

Дети с III уровнем речевого развития, имеют в целом уже сформированную фразовую речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Например,  неправильное согласование существительных и прилагательных с числительными («пять мяча»). Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

 Словарь близок к возрастной норме, однако в активном словаре продолжают преобладать существительные и прилагательные и трудности в речевом общении предоставляют недостаточность слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Отмечаются ряд лексических ошибок: — замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат — «часы», донышко — «чайник»); — подмена названий профессий названиями действия (балерина — «тетя танцует», певец — «дядя поёт»); — замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей — «птичка»; деревья — «елочки»); — взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный — «большой», короткий — «маленький»);

Остается несформированной связная речь и в свободных высказываниях детей преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Однако отмечается недостаточное понимание изменений значений слов, выражаемых приставками, суффиксами. Наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, в понимании оттенков значений однокоренных слов, а также выражений, которые отражают причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не следует ожидать, что ребенок заговорит самостоятельно. Чем раньше начнется лечение и коррекционное обучение ребенка с общим недоразвитием речи, тем лучше прогноз не только речевого, но и интеллектуального развития малыша.

 

 

 

 

      

  

 

 

 

 

 

Пользовательское соглашение.
Политика конфиденциальности.
Мы используем cookies и другие метаданные.
Если вы не согласны c этой политикой, можете покинуть сайт.

Полезный сайт? Поделитесь с друзьями.