Поражение высших корковых функций головного мозга у детей с нарушением двигательного аппарата приводит к появлению различных психических отклонений.
Одними из характерных проявлений патологии являются:
- Эмоциональная возбудимость;
- Гиперчувствительность к индивидуальным внешним раздражителям;
- Колебания настроения.
Повышенная эмоциональность сочетается с инертностью психологических реакций. Такому ребенку сложно остановить начавшийся плач или смех.
Чрезмерная эмоциональная возбудимость может проявляться повышенным настроением, которое переходит в эйфорию. Нередко такая возбудимость сочетается с различными страхами, аффективными взрывами и агрессивными проявлениями. Данные проявления усиливаются при переутомлении, смене обстановки, что приводит к социальной дезадаптации. Подобные нарушения деятельности и коммуникативных навыков способствуют формированию своеобразной личности, что обусловлено расстройствами двигательного и речевого аппарата в сочетании с нарушениями мозговой активности.
Наиболее часто встречающийся вариант формирования подобной личности представляет собой сочетание развитых интеллектуальных способностей и отсутствие уверенности в себе, своих силах, повышенная внушаемость и отсутствие самостоятельности. С возрастом эти качества могут только усиливаться.
При недостаточной подготовке к самостоятельно жизни в окружающей среде у ребенка в будущем может возникнуть состояние, граничащее с истерикой, при столкновении с новой ситуацией. Формирование иждивенческих установок приводит к полной несамостоятельности и к отсутствию желания выполнять трудовую деятельность. Под влиянием любых дискомфортных факторов окружающей среды чувство неуверенности в себе, замкнутость могут только увеличиваться.
При нарушении развития интеллекта в большей степени проявляется отсутствие познавательного интереса. Отгороженность от окружающего мира и ограничение контактов со сверстниками больше связано с безразличностью, чем с заниженной самооценкой.
Особенности психоэмоционального развития и типа формирования личности должны учитываться при составлении коррекционного работы для физического, психического развития, и при подборе учебной программы.
Развитие познавательных процессов
Одной из частей психоэмоционального развития является тренировка памяти, мыслительных операций, коррекция внимания. Для работы со зрительно-предметным восприятием можно использовать следующие игры:
- Обвести контур неизвестной картинки или подобрать контур к уже нарисованному предмету;
- Лабиринты;
- Пиктограммы.
Произвольная память тренируется при помощи игр на запоминание:
- Показать картинку в течение нескольких секунд, после чего попросить описать ее по памяти;
- Показать одну картинку, а после – другую, но с каким-либо изменением: ребенку необходимо будет понять, что изменилось;
- Описывать ребенку характеристику какого-либо предмета или животного, которое он должен угадать.
Во время коррекционных занятий формируются первичные представления о причинных связях. Постепенно увеличивая сложность заданий, формируется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Развитие речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Для организации правильной работы логопедических упражнений необходимо иметь представление о речевых и двигательных нарушениях ребенка. При детском церебральном параличе увеличивается мышечный корень языка. Это влияет на произношение и правильность речи. Для проведения логопедического занятия ребенка усаживают в такое положение, при котором влияние рефлексов на речевую моторику будет минимальным. Такие позы подбираются логопедом совместно с невропатологом.
При проведении логопедического занятия с ребенком в сидячей позе уделяют внимание положению его головы. Если необходимо, она фиксируется специальными головодержателями или используют специальный стул. Во время логопедических занятий зеркало и лицо специалиста находятся на уровне лица ребенка. Для повышения эффективности упражнений они повторяются с сопротивлением, с открытыми и закрытыми глазами. Коррекционные занятия включают в себя упражнения для развития тонкой моторики рук, поскольку это напрямую связано с развитием речи.